В детстве нам кажется, что окружающие нас взрослые люди, знают, как нам нужно жить. Нам объясняют, когда есть, а когда не есть, когда спать, когда – нет, с кем стоит «дружить», а с кем – нет, и так далее. Нам кажется, что у них, больших, есть ясность понимания этого мира, в отличие от нас.
В подростковом возрасте это меняется, мы начинаем сомневаться в незыблемости правил по которым устроен этот мир. Но когда мы взрослеем, бунт заканчивается, и начинается наш путь в «Икстлан», город детства, наш настоящий дом. Мы ищем истину в книгах, читаем блоги, учимся, стремясь все снова разложить «по полочкам» и вернуть то ощущение, которое сопровождало нас в детстве. Дескать, есть те, кто знает, как правильно, и, стало быть, это самое «правильно» тоже есть и его можно и нужно найти.
Но наш путь в «Икстлан» часто оказывается дорогой разочарования. Потому что живой, развивающийся мир – это не задачка про 133 апельсина из учебника математики. Мир – это хаос, и любое понимание, которого мы можем достичь, похоже на реальную картину происходящего не более чем фотография реки похожа и обладает всеми свойствами реки реальной.
Помню момент, когда я сам понял это. Я тогда помогал при строительстве мастерской боевых искусств и, так вышло, что перед днем, когда мне нужно было ехать на стройку – встретился с другом. Плохо подумав о последствиях, мы изрядно напились, так что утром я встал с такой себе «ясной головой». Но делать было нечего – обещал делай (так я тогда рассуждал) – я поехал на строку, разбитый, как старая телега.
Зайдя в «верховный зал», в котором и проходил ремонт – я поздоровался с парнями и начал помогать им снимать пол. И вдруг одному из соратников понадобился молоток, он обратился ко мне: «Молоток подай». А я растерялся, огляделся, но ничего не увидел. «Где молоток? Какой еще молоток?» - подумал я – «Ну, все, я не знаю где молоток, сейчас они поймут, что я вчера напился и ни бельмеса не понимаю, что происходит». Растерянный, я, признался, что молотка не вижу. И тут произошло чудо, молоткоискатель сказал: «Вообще, хоть кто-нибудь молоток видел?», а остальные откликнусь – «Нет», «Я не видел» и т.д.
И тут меня осенило. Боже, подумал я, ведь окружающие меня люди не менее потерянные, чем я сам. Урок был усвоен навсегда.
Так вот, друзья, никто не знает где молоток. Никто не знает, как правильно. Ни у кого нет верных ответов. Верными могут быть только поступки, и только уже совершенные. Поступки, которые привели вас к цели.
Сейчас этот понимание очень мне пригождается. Люди приходят к психотерапевтам, потому что думают, что мы знаем, как правильно, в отличие от всех остальных, кого они уже опросили. И им бывает стыдно признаться, что они чего-то не знают. Но таков сам порядок вещей.
Ни вы, ни я, никто не обладает абсолютным истинным знанием. Вообще такой конструкт, как «истинное знание» не мешало бы вытряхнуть из головы, оставив его на корм философам. То, что происходит в моём кабинете – это не выяснение «как на самом деле». И хотя люди часто приходят ко мне за этим, уходят они с кое-чем получше – своим применимым знанием.
Применимое или полезное знание, моду на которое я предлагаю и распространяю в кругу всех своих знакомых, основывается на предпочтении своих опор и ориентиров. А также на сознательном конструировании такой интерпретации действительности, в которой реальное действие по улучшению ситуации становится не только возможно, но и доступно. Это и называется авторством жизни. Оно требует от нас доверия к самим себе и другим людям, доверия к нашему праву и необходимости не знать. И доверия, к постоянному познанию, поиску, который никогда не закончится.
Доверие себе и окружающим основывается на признании того факта, что все мы, по сути, существа довольно потерянные, если рассматривать нас с точки зрения «реальной реальности».
Вот на этом, заканчивая своё сегодняшнее повествование, скажу, что, молоток-то мы в итоге нашли, его, кстати, вообще тогда не было в зале. Кто-то забыл его в раздевалке. И найти удалось только общими усилиями.
P.S.
Сейчас, вспоминая детство, я спрашиваю себя, что, если не знание того, что истина есть и окружающие взрослые ей обладают, делало это время таким наполненным и увлекательным. Что если тот комфорт, открытость и отвага, которые сопровождали меня, на самом деле, исходили из признания собственного незнания и непонимания, готовности искать, учиться и чувствовать все то, что мне уготовано.
コメント