Слышать то, что имеет значение.
Обновлено: 5 дек. 2018 г.
Из названия статьи можно сделать вывод о том, что я обладаю неким особым знанием о том, что априори имеет значение, а что нет. Но сказать это было бы неправдой.
В ходе помогающей практики значение приходит ситуативно: что-то его приобретает - а что-то утрачивает от момента к моменту. И понимание этого, на мой взгляд, это ключевое в психотерапии.
Поэтому, с одной стороны, я могу говорить на эту тему сколько угодно долго, но с другой - мне бы все же очень хотелось, чтобы вы могли унести для себя что-то новое, небанальное и весомое, что не растворится в бесконечном потоке слов и тем.
Внимание клиента и внимание терапевта в процессе хорошей помощи образуют совместную режиссерскую позицию, источник потока внимания, который определяет в течение сессии, что будет иметь значение в каждый конкретный момент, а что нет.
При этом ведущую роль занимает поток внимания клиента, внимание же помогающего практика выполняет вторичную корректирующую функцию.
Правильное течение потока совместного внимания клиента и терапевта является ответственностью терапевта, который должен суметь правильно распределить позиции.
На клиента в его позиции будет влиять опыт его жизни,
На терапевта в хорошем случае, если он проработан как личность и находится в правильном состоянии (внутренней пустоты) его жизненный опыт влиять не будет, но на него будет влиять его умение слышать то, что имеет значение для помощи клиенту.
В некоторых сучаях жизненный опыт терапевта может помочь слышать то, что имеет значение, но в других случаях он только помешает. Жизненный опыт терапевта - это тонкий лёд терапии, один из самых ненадежных союзников.
Течение потока внимания собеседников отражется в их разговоре, в повествовании. Это процесс конструирования историй, которые после сессии будут определять жизнь клиента через бессознательные или сознательные механизмы. Это аутопойезис, процесс самосочинения одной открытой психической системы в диалоге с другой.

Во время сессии мы слышим одну из историй, каждая из которых может быть доминирующей в жизни клиента, может определять её сильнее других:
история проблемы - подавляет клиента;
история альтернатив (что кроме проблемы есть в жизни клиента) - рассеивает внимание;
история ресурсов (предпочитаемая) - вдохновляет;
история изменений / хорошей терапии - изменяет жизнь.
Понимая это, я использую двойное слушание. ДС - это основная техника в моем арсенале, которая заключается в том, чтобы оказывать поддержку развитию историй про ресурсы и изменения и не оказывать поддержки проблемным историям, хотя слышать и признавать их.
ДС - это почти обычное активное слушание, но направленное к тому, что дает силы, ясность и приносит изменения в жизнь клиента. Хорошая реализация ДС возможна только при мастерском внимании к языку и к интонациям клиента.
Терапевт должен помогать клиенту двигаться в своём темпе от известного к новому. Это происходит благодаря вниманию к изменениям, к новому в речи и поведении, к интонационно выделяемому клиентом или нарочито не выделяемому, игнорируемому «слепому пятну».
Слепое пятно образуется, когда у клиента есть ожидание, что психолог заметит, увидит, догадается о чем-то, что он частично стремится скрыть, это обычное явление. Так, двигаясь от знакомого в неизвестное, сверяясь с ощущениями клиента, психолог ведет его к получению той помощи, которую клиент себе бессознательно намечтал.
Это естественный ход самопомощи клиента, для которой терапевт может быть лишь хорош