В последнее время все лучше прорисовывается общая структура тех историй, через которые я прохожу со своими клиентами. Можно констатировать наличие своего рода канвы или сценария.
Обычно ко мне приходят люди, столкнувшиеся в своей жизни с неудовлетворенностью собой и тревогой. Обычно это умные авторы в возрасте от 20 до 40 лет, в чьих личных историях собралось много голосов, твердящих о том, какими они "должны" быть рассказчиками, чтобы иметь право делать то, от чего на самом деле зависит их ощущение счастья и присутствия смысла. Это голоса страхов, "идеалов", к которым "нужно стремиться", и давно принятых в попытке избежать боли решений.
В среднем около пяти встреч уходит у нас на освобождение от груза всего этого хлама. Иногда намного меньше, иногда больше, отклонений от этой средней величины предостаточно, и тем не менее она вырисовывается довольно отчётливо.
Завершение этого этапа знаменует обретение моими собеседниками чувства лёгкости, окрыленности и понимания того, как слышать свой собственный отклик, свои желания и стремления.
Иногда на этом этапе общение прерывается.
И я с некоторого времени испытываю лёгкую горечь по этому поводу. Раньше же мне казалось, что цель моей работы только в том и состоит, чтобы помочь людям освободиться от лишнего и научиться видеть нужное им в здесь и теперь как можно скорее.
Но, наблюдая за тем, как это происходит раз за разом, я думаю теперь о том, что освобождение от неподходящего знаменует собой переход к поиску подходящего. И здесь нужно нечто большее, чем просто умение слышать существующие здесь и теперь желания и отклики.
Стоящая на вершине идентичности и даже увиденная человеком миссия его или ее жизни требует воплощения. И вот перестроиться, найти новую колею жизненной стратегии, бывает даже сложнее, чем освободиться от прошлой проблемной канвы.
Я думаю, это может быть связанно в том числе с тем "опьянением" лёгкости, которое наступает после первого этапа. Люди наслаждаются обретенным счастьем и не замечают, как оно ещё непрочно.
Иногда люди приходят впервые уже на этом этапе личного пути, и тогда я могу предложить им практику написания "Книги жизни", перепрочтения личной биографии, которая очень хорошо зарекомендовала себя именно как инструмент обнаружения смыслов и опор для их воплощения.
С применением этой методики данный этап может завершиться за одну большую 4-х часовую встречу. А без нее... что ж, иногда на это уходят годы, на протяжении которых мы можем встречаться с человеком, изредка подчищая новые накапливающиеся проблемы, или не встречаться вовсе.
У меня нет идеи о том, что правильно "проскакивать" этот и другие этапы как можно быстрее. Искать себя, свою веру, свой путь годами может быть очень полезно, интересно и красиво. Но здесь всегда есть риск вернуться на станцию номер 1 с новым тяжёлым грузом.
Наконец третий этап, на который мы выходим с некоторыми клиентами после двух предыдущих, а с некоторыми, опять же, прямо здесь и начинаем - является этап реализации первого проекта уже с позиции обнаруженного предпочитаемого пути.
Часто это начало своего дела, работы на себя. Ведь свой путь, будучи на самом деле путем свободы, также оказывается и путем личной ответственности и бескомпромиссного следования личным ценностям и принципам. Но бывает и так, что этот новый путь может быть реализован на наемной работе в компании или в семье, общине, любом сложившемся сообществе, если его ценности и миссия находятся в согласии с новой идентичностью человека.
Так или иначе этот путь связан с обретением своей личной силы, своей миссии, своей позиции в отношении мира и общества, бренда и сценария его реализации.
Но как в нашей жизни можно наблюдать большие циклы и малые, так и здесь действует своего рода принцип фрактала. Структура каждой отдельной сессии и структура каждого этапа пути повторяет с небольшими изменениями его общую структуру. Каждая сессия начинается с чего-то менее предпочитаемого, чем кончается; каждая в своем теле имеет поиск этого самого более подходящего и каждая оканчивается разработкой плана конкретных действий в сторону проявления новообретенного предпочтительного содержания истории.
То же можно сказать об этапах.
Почему так?
Индивидуация, аутопойезис, божественный замысел и даже математика могли бы дать слова и форму этому знанию и успокоить мой ум. Но я спрашиваю себя, кто источник и где причина того, что я вижу это так, а не иначе?
Я обнаруживаю себя в центрифуге ничего не дающих, кроме успокоения, значений. У меня нет ответа, который куда-либо вел бы меня здесь.
Полагаю, что это тот самый неприятный отчасти, а отчасти триумфальный момент, где можно сказать ЭТО ТАК,
потому что иначе не может быть, потому что не может быть никогда.
Шел-нашел-потерял. Шел-потерял-нашел.
Commentaires